Князь Голицын. Нетипичный барин
Князь Л.С.Голицын был нетипичный барин. На сайте уже есть статья о нём. И всё там, вроде бы, верно, но… слишком уж отличался Лев Сергеевич от среднестатистического помещика тех времен.
Итак, в конце 1870-хх гг Л.С. Голицын с гражданской (невенчанной) женой Надеждой Захаровной (Захарьевной) Засецкой (урожденной Херхеулидзевой) и дочерьми Софьей и Надеждой поселился в Новом Свете. Одновременно он успешно закончил многолетнюю борьбу за удочерение собcтвенных детей и начал выкуп частей имения у родственников жены.
С этого времени основным занятием Льва Сергеевича до конца его дней стало виноделие. Например, он засадил 20 десятин новосветской земли виноградниками, проводит эксперименты с 600 сортами лозы, создает уникальные купажи вин.
И помимо всего этого неустанно благоустраивает Новый Свет.
Дома́
Башни
Переселившись в Новый Свет, он строит для семьи свой первый дом – Башни. Дочь его троюродной сестры Н.Маклакова вспоминала:
«Башни» впечатляли каждого. Четыре белые двухэтажные, соединенные друг с другом каменными стенами, образовывали квадратной формы двор. На южной стороне были ворота в виде фигурной арки с пилонами. В каждой башне было по три комнаты. Одна башня, Царская, выделялась своим убранством, с изумительной изразцовой печью, наборами дорогой посуды, шикарными тазами для умывания (тогда еще не было водопровода). В этой башне в 1912 году останавливался император Николай с семьей».
Маленький домик
В 1882г. Надежда Захаровна умерла.
В 1883г. в Москве Лев Сергеевич венчается с Марией Михайловной Орловой-Денисовой. Супруга происходила из древнего дворянского рода и была очень богата. По её приезде в Новый Свет, Лев Сергеевич строит дом, позже названный Маленький домиком. Там было всего 4 комнаты: спальня, кабинет Марии Михайловны, буфетная и столовая с большой террасой с видом на море, на которой часто обедала семья.
Большой дом
В 90-х гг Лев Сергеевич полностью выкупил Новый Свет и начал строительство Большого Дома. Сейчас там располагается Музей.
Под домом огромный подвал с камином. Там хранилось вино. Туда Лев Сергеевич приглашал только родственников и самых любимых друзей для опробования лучших вин.
В Большом доме была прекрасная библиотека, отличная коллекция картин и севрского фарфора.
«У этого дома была обширная терраса, на которой Лев Сергеевич отдыхал, беседовал с гостями и кормил птиц. Разводить же в имении кошек категорически запретил. Страсть к пернатым у Льва Сергеевича была удивительной. В разных местах Нового Света сделаны были для птиц кормушки. Специально закупались орехи, которые кололи и кормили птиц. Лев Сергеевич часто повторял, что ничего не хотел бы, лишь бы после смерти птицы прилетали к нему на могилу»
По воспоминаниям ключницы, летом в имении князя всегда были многочисленные гости и было много работы по их питанию и обустройству. В будние дни князь и его гости питались скромно и просто, а «в воскресенье устраивались особые обеды. Здесь уж готовилось много блюд, и пища была обильная. Специально на субботу и воскресенье приезжал из Феодосии повар-немец. Часто устраивались обеды в гроте и на царском пляже».
Водопровод
Одной из проблем Нового Света было отсутствие пресной воды. Поначалу воду привозили из Судака. Но со временем нетипичный барин князь Лев Сергеевич Голицын эту проблему решил. От источника св. Анастасии был проложен водопровод. Более 3 км глазурованных керамических труб положили в вырубленные в скалах ниши. Далее вода наполняла закрытый бассейн. Дебет которого составлял в зависимости от сезона от 8 до 25 тысяч кубов воды в сутки. Этого хватало не только для хозяйственных нужд, но и для полива виноградников, сада и розария. После революции 1917г. этот водопровод был разрушен.
Помимо этого, у князя был план строительства гидротехнической системы с подачей воды из деревни Кутлак (ныне с.Веселое). Для этого Лев Сергеевич купил у кутлакских татар источник с суточным расходом около 10-12 тысяч вёдер воды. Но при его жизни перебросить эту воду в Новый Свет не удалось. И сейчас Кутлакский источник до сих пор единственный, питающий питьевой водой поселок Новый Свет.
Дорога
Другой серьезной проблемой было отсутствие хороших подъездных путей. Из Судака в Новый Свет можно было добраться морем или по дороге (практически тропе) от бывшей Немецкой колонии через балки и крутые склоны до Анастасийского (св.Анастасии) источника, и далее, по Северному склону горы Сокол.
В 80-хх гг. XIXв. нетипичный барин князь Л.С.Голицын начинает строительство новой дороги. Турецкие строители прорубили в скалах дорогу с множеством подпорных стен, крутых поворотов, подъёмов и спусков. Она тянется высоко над морем вдоль живописных бухточек. Дорога была не очень широкой. Там едва могли разъехаться две повозки. Однако именно ею, только осовремененной, мы пользуемся до сих пор.
Завод
Одновременно нетипичный барин строит завод. В скалах Коба-Кая князь велел вырубить погреба протяженностью 3,5 км. Тоннели, предназначенные для производства шампанского и хранения вина, располагались на разной высоте. За счет этого в них круглый год сохранялась стабильная температура от +8 до +12 градусов.
Финансовые трудности
Согласитесь, всё это требовало огромных средств. И хотя в Новый Свет было вложено три состояния – самого князя, его первой жены Надежды Захаровны и второй жены Марии Михайловны – на такой размах даже этих средств не хватало. Помимо этого, Лев Сергеевич, как настоящий аристократ и тонкий ценитель прекрасного, тратил внушительные суммы на антиквариат, произведения искусства, но главное — на редкие вина XVIII — XIX веков, коих он собрал несколько десятков тысяч бутылок. Часть его знаменитой коллекции, не имевшей аналогов в мире, в 1920-х годах была перевезена в Массандру, где и хранится по сей день.
Кредиты и перекредитования не спасали положение. Короче говоря, постоянная необходимость изыскивать средства вновь привела Льва Сергеевича на государственную службу.
7 лет на гос. службе
В сентябре 1888 года император Александр III находился в своих кавказских имениях. Там с ним встретился князь Лев Голицын.
Сила красноречия князя была такова, что после беседы на тему «Русское виноделие – это будущее богатство России» царь купил в Крыму имения Массандра и Ай-Даниль. В 1889 году Александр III предложил князю возглавить Удельное ведомство, ведавшее всеми виноградарскими и винодельческими хозяйствами царской семьи. Лев Сергеевич решился не сразу. Но два года спустя все-таки принял это предложение, поскольку оно сулило солидное вознаграждение, с одной стороны, и давало возможность вернуться ко двору — с другой.
Он возглавлял Удельное ведомство с 1891 по 1898 годы и проявил себя как блестящий организатор. Именно на это время приходится первая серьезная реорганизация Абрау-Дюрсо. Там появились горные тоннели подобные новосветским. Голицын курировал закладку новых виноградников в Крыму, на Кавказе и Ставрополье. Вел строительство виноделен и новых подвалов для выдержки и хранения вин (таковые появились, например, в Массандре, Судаке, Москве, Тифлисе и Кахетии). Курировал селекционные исследования и кадровую работу, проводимую, например, в Магарачском училище садоводства и виноградарства.
И все эти 7 лет нетипичный барин князь Л.С. Голицын постоянно конфликтовал с администрацией Уделов из-за непредвиденных расходов и своего нежелания экономить бюджетные средства.
В конце концов, он оставил государеву службу и вернулся Новый Свет. Положенную ему компенсацию в 100 тысяч рублей князь перевел в Министерство земледелия. А на проценты от этой суммы учредил премию, которая присуждалась за заметные научные и практические достижения в области виноградарства и виноделия.
Кем же был нетипичный барин князь Л.С. Голицын?
- Человек идеи
- Меценат
- Жизнелюб и хлебосол
- Авантюрист
Авантюры князя Голицына
Продажа имения вслепую
В 1888г. Голицын продает князю Константину Александровичу Горчакову (сыну последнего канцлера Российской империи Александра Михайловича Горчакова) свое имение в селе Токлук (ныне Богатовка).
Перед этим хитрый Лев Сергеевич пригласил Горчакова в Новый Свет. Горчаков был очарован окружившей его красотой. И опьянен винами князя. Поэтому на предложение о покупке сразу согласился. И купил не торгуясь. И не видя. Однако дал имению новое название Архадерессе.
Деньги, полученные от этого гешефта, нетипичный князь немедленно вложил в развитие Нового Света. Нельзя не отметить, что Лев Сергеевич, которому Горчаков поручил управлять своим имением, поручение исполнил честно. Прежде всего, благодаря его усилиям там было высажено около 100 га виноградников и построен завод марочных крепленых и десертных вин «Архадерессе». А также построены засыпные подвалы для вина (сначала днища нескольких оврагов расширили и выровняли, далее установили свод, который засыпали сверху грунтом), созданы уникальные вина.
Но беда Льва Сергеевича везде была одна и та же. Он умел создавать образцовые хозяйства и не умел получать от них пользы. Как и Новый Свет, Архадерессе не приносил прибыли своему владельцу.
Поэтому в 1899г. князь Горчаков наконец-то приехал в свое имение. Вместо дворца на берегу моря он увидел лишь раскаленную солнцем землю, виноградники и завод. Князь рассвирипел, отлучил Голицына от дел и даже запретил появляться в Архадерессе. После чего виноградники и завод, естественно, пришли в полный упадок. И в 1916г. Горчаков продает Архадерессе, уезжает в Италию и пропадает из истории.
Новый Свет в подарок
Долги
Новый Свет не приносил прибыли своему владельцу. Свой завод князь оборудовал по последнему слову винодельческой науки. И производил там уникальные вина, которые продавал за бесценок. Вот что писал Гиляровский о Льве Сергеевиче:
«Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывал, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Новый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку.
— Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! — заявил он».
С наступлением XX века проблем с Новым Светом стало слишком много. Имея реальную стоимость 2 млн. руб, имение было заложено под 300 тысяч. Их выплатила Мария Михайловна, к тому моменту уже неизлечимо больная. Её родственники начали наставить на продаже имения. Но в 1909г. Мария Михайловна умирает. И князь остается с проблемами наедине. Но как продать дело жизни? Нетипичный барин князь Голицын придумал нетипичный выход.
Дарение
С 1910г. он начал имение.. дарить. Незначительная его часть была разделена на участки и подарена родственникам. Основная же часть была предназначена другому одаряемому.
20 февраля 1912 года Голицын подал официальное прошение Николаю II о принятии в дар части имения Новый Свет. О положительном решении государя Голицын узнал на следующий день. 18 апреля 1912 года Николай II с семьей и свитой совершил плавание из Ялты в Новый Свет на яхте «Штандарт».
Очевидец события, граф Граббе вспоминал:
«Гости посетили и подробно осмотрели все винные подвалы.. То, что действительно заинтересовало гостей, — так это знаменитая винотека, которая включала редчайшую коллекцию вин всего мира. Она была гордостью и радостью князя. Потом гостям подали завтрак в большой столовой в самом подвале, стены которого были покрыты изразцами. Местные блюда приготовил повар-татарин, стол был сервирован золотыми тарелками и великолепным сервизом времен Екатерины Великой. В старинных хрустальных бокалах искрились редчайшие вина, которые, вероятно, князь мог предложить только императору и его свите…
Когда посещение подвалов было закончено, князь вручил императору ключ от его нового владения. Император положил его в особый карман. Потом мы все отправились к полузаброшенному дому князя. Здесь, в башне, находился музей, наполненный предметами величайшей редкости, некоторые из них принадлежали царю Михаилу Федоровичу. Когда мы поднялись в башню, князь вручил императору подарок для царевича: виноградную корзиночку, в которой была коллекция античных серебряных кружек, числом по одной за каждый год рождения престолонаследника.
Осмотрев свою новую собственность, император и его свита вернулись к чаю на яхту, а позже «Штандарт» поднял якорь и отплыл в сторону Ялты».
Чего князь добился дарением
11-12 мая 1912 года состоялся второй визит царской семьи в Новый Свет, где Государь поставил Голицына в известность о передаче им Новосветского винодельческого хозяйства в ведение Главного Управления Уделов. Управляющим имением Новый Свет был назначен Лев Сергеевич Голицын.
В благодарственном письме Николаю II Голицын написал:
«принимая Новый Свет, Вы доставили мне большую радость. Если бы Вы, Ваше Величество, не приняли Новый Свет, я бы угас, как догорающая свеча. Вы мне дали больше, чем жизнь. Что стало бы с Новым Светом, если бы Вы не приняли его…»
Приняв в дар Новый Свет, Николай II фактически принял на себя все накопившиеся долги по имению. Теперь Льву Сергеевичу стало проще разговаривать с его кредиторами (теперь бывшими) – россиянами. Но как быть с турками?
Расчет с турками
Сохранились свидетельства, что новую дорогу из Нового Света в Судак строили турки. Много лет Льву Сергеевичу удавалось отсрочивать выплаты за проделанную работу. Но предел наступает всему.
Когда до подрядчика дошли слухи, что Голицын больше не хозяин Нового Света, он приехал к князю с вопросом о долге. Переводить стрелки на царя в данном случае было не просто бесполезно, но и опасно. Под угрозой была жизнь Льва Сергеевича. Тогда, опять же по легенде, он решается на отчаянный шаг. Взламывает царские печати на погребах с винами и распродает их. А вырученными деньгами рассчитывается с турками и снова запечатывает погреба теперь уже своей печатью царского управляющего. Дерзкий и очень опасный поступок. Однако это сработало. Долга перед турками у князя (и у царя) больше не было.
Голицын и Айвазовский
По легенде, другом Льва Сергеевича был Иван Константинович Айвазовский.
Знаменитый художник «царил в Феодосии как ветхозаветный патриарх». Потому что действительно много сделал для города. Сначала в Петербурге он убедил правительство построить в городе коммерческий порт, затем проложить железную дорогу Петербург-Феодосия (чтобы ему было удобно ездить в столицу, станцию построили прямо рядом с его домом в Феодосии). Далее, без его благословения в центре Феодосии не строился ни один дом. Зачастую для этого надо было купить у художника несколько картин (всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен). Кроме того, зная о проблемах с питьевой водой в отдаленных районах города, он в 1887 году передал городу из своего имения Субаш «в вечную собственность 50 000 ведер чистой воды в сутки». Благодарные феодосийцы в ознаменование щедрого дара установили в 1890 году фонтан-памятник «Доброму гению».
Словом, Айвазовский в Феодосии был очень уважаемым человеком. Очень небедным. И очень азартным. И тоже нетипичным барином. Так вот, легенда утверждает, что нетипичный барин князь Л.С.Голицын вместе со своим другом нетипичным барином Иваном Константиновичем учредили Общество по поиску кладов. Куда вовлекали богатых меценатов не только из России, но и из Европы. Общество даже организовало раскопку нескольких курганов. Но не повезло. Ни одного клада мир не увидел. Общество закрылось, а его спонсоры точно также никогда не увидели вложенных денег. Несомненно, часть их пошла на благоустройство Нового Света и Феодосии.
Итог
Увлеченный своим делом человек, смелый автор нетривиальных коммерческих схем, жизнелюб и авантюрист.. Таким остался в Истории нетипичный барин князь Лев Сергеевич Голицын. Заметьте, мы ничего не писали о размерах его капитала, ведь для Истории деньги не важны.